Арматура для фундамента — разновидности, способы монтажа и варианты использования арматуры

Важной операцией при бетонировании ленточных монолитных фундаментов является армирование. Наличие арматуры в конструкции монолитного фундамента придает ему гибкость. Также позволяет выдерживать большие вертикальные нагрузки, без увеличения объема бетона.

Арматурные работы регламентируются соответствующими строительными нормами и правилами. Расчет арматуры в зависимости проектных нагрузок выполняется в соответствии с действующими нормативными документами и правилами.

Фундамент — это основание дома. Главным требованием, которое предъявляется к фундаменту, является обеспечение несущей способности, прочности, долговечности.

Строительная арматура в фундаменте

Нормативные акты разрешают применять арматуру горячекатанную. Конструктивные качества подбираются расчетным путем. Определяется величиной разрывного усилия арматуры, при воздействии максимальных нагрузок.

Расчеты строительной арматуры на растяжение учитывают и другие показатели. Они характеризуют арматуру на предмет сопротивляемости коррозии, сохранения свойств после сварочных работ, проявления устойчивости к перепадам температур окружающей среды, момента наступления разрушения и допуски удлинения при этом.

Расчеты монолитного ленточного фундамента ведутся по рекомендациям ГОСТа No 27751. Считаются показатели допустимых напряженных состояний по разрядам.


К первому разряду можно отнести такие состояния, при которых фундамент приведен в полную непригодность к дальнейшей эксплуатации. Ко второму разряду относятся состояния, когда фундамент частично потерял устойчивость.

Расположение арматурных каркасов в теле монолита

Проектные размеры фундаментного массива должны позволять установить расчетные арматурные стержни. Каркасные элементы из арматуры беспрепятственно располагают на расчетные места.

Для предотвращения контакта рабочей арматуры с атмосферой, нормативными документами предписывается устройство защитного слоя не менее 20 мм.

Стержни рабочей арматуры фундаментного монолита не могут касаться друг друга в одной плоскости.

Схематическое расположение монолита

В соответствии с действующими нормативными документами, применять стержни арматурные со следами ржавчины, категорически не допускается.  Вязание отдельных прутков в каркасы производится по рекомендациям на основании расчета.

Допуски от посчитанных показаний не должны превышать значений, которые рекомендуют документы, регламентирующие проведение работ. Операция соединения рабочих арматурных стержней и соединительной арматуры прописана в правилах.

В практике существуют такие ситуации, когда для увеличения показателей крепости фундамента арматура практически не нужна. Это обязывает проектировщиков закладывать конструкторский минимум армирования. Он составляет не менее 0,2 % от площади поперечного сечения фундаментной ленты.


Расчетная величина количества арматуры

Теперь для определения числа арматурных стержней в конструкции основания здания, выполняется расчет. Исходными данными будет площадь сечения фундаментной ленты и арматурных стержней.

Современные схемы и практические рекомендации нормативных документов достаточно упрощают расчеты. Рассмотрим практический пример. Расчетным путем было определено, что необходимо использовать десять стержней диаметром 12 мм арматуры периодического профиля класса А3. Получается, что совокупная площадь стержней арматуры составляет 879 квадратных миллиметров.

Под полученную площадь стального каркаса подбираем площадь поперечного сечения фундаментной ленты. В результате получаем, что при этих параметрах высота ленты будет равна 1100 мм, а ширина 470 мм. Показатель площади поперечного сечения арматуры округляем в меньшую сторону.

Нормы и правила при арматурных работах

Определившись с размерами фундамента и несущей способностью, застройщик вправе выбирать любой удобный способ для вязания арматурных стержней.

Первый вариант предусматривает изготовление арматурных каркасов отдельно от места установки. В соответствии с расчетами, на стеллажах размещают стержни рабочей и вспомогательной арматуры. Теперь, вязальной проволокой соединяют с соединительными хомутами. В итоге получился армированный каркас. Эти каркасы устанавливают в опалубку ленточного фундаментного основания. Они крепятся вязальной проволокой, образуя конструктивный элемент.

Второй вариант, предусматривает изготовление элементов каркаса прямо в опалубке, которая уже находится в котловане. Здесь потребуется помощь напарника.

Вяжут арматурные стержни, отожженной мягкой стальной проволокой, толщиной полмиллиметра. Для удобства выполнения этой операции, используют специальные крючки.


Технологическая карта вязания стержней арматуры

Рассмотрим вариант армирования монолитного пояса ленточного фундамента. Для начала сделаем заготовки рабочей арматуры нижнего пояса определенной длины. Обычно это арматура класса А 3, она имеет периодический профиль сечения. Диаметр рабочей арматуры подбирается расчетным путем и обычно больше, нежели у остальных стержней.

Раскладываем рабочую арматуру на стеллаже так, чтобы размер между крайними стержнями был на 50 мм меньше опалубки. Это необходимо, чтобы защитный слой бетона был не менее 20 мм.

Теперь рассмотрим заранее приготовленные соединительные хомуты. Как правило, для этого применяется арматура класса В1. Они представляют собой прямоугольной формы каркасный элемент. Соединительная арматура вертикальную силу не испытывает, диаметр определяется конструктивно, обычно составляет 6-8 мм.

Отступаем от края рабочей арматуры 250 мм и надеваем хомут, таким образом, чтобы он был снаружи элемента. Вяжем его вязальной проволокой. Эту операцию проделываем со следующим прутком.

У нас обязан получиться каркасный элемент, в котором нижнюю сторону прямоугольника представляют два рифленых стержня с большим диаметром. Верхний пояс состоит из конструктивной рифленой арматуры класса А3, диаметр обычно меньше, чем силовой арматуры.

Для простоты и удобства с помощью деревянного шаблона выдерживается равное расстояние между хомутами. Образовался элемент каркаса, состоящий из двух рабочих прутков большего диаметра, расположенных в нижнем поясе. В верхней части прямоугольного хомута, расположены два стержня конструктивной арматуры.

Метод соединения арматуры вязальной проволокой обеспечивает определенную свободу шарнирным соединениям арматуры. Для удобства вязания обычно используют самодельные стальные крючки из электрода.

Готовый арматурный каркас теперь опускают в опалубку будущего монолитного фундамента. Размещать его в опалубке нужно таким образом, чтобы обеспечить соблюдение защитного слоя.

Следующие каркасы устанавливаются в опалубку по образцу. Угловые соединения выполняют из конструктивной рифленой арматуры, предварительно согнутой. Эту операцию производят, когда прямолинейные каркасные элементы расположены в опалубке ленточного фундамента.

Перекрывание стержней при вязании должно быть не менее 250 мм. Теперь нужно прочно закрепить каркас и еще раз убедиться, что он занимает проектное положение.


Сварочные работы при армировании

Соединение арматурных стержней в каркас обеспечивает сохранение качественных характеристик арматурного стержня. Однако, часто в практике используется метод соединения арматурных стержней методом сварки.

Следует знать, что свойства металлических арматурных стержней от воздействия высокой температуры, изменяются. Коэффициент текучести становится меньше, прочность соответственно тоже уменьшается.

При выполнении сварочных работ нужно стараться накладывать меньшее число швов, стараясь не перегревать металл. Стремиться правильно установить силу тока, с учетом марки и диаметра сварочного электрода.

После выполнения сварки обязательно убрать наплывы шлака со сварочного шва. Строго соблюдать правила техники безопасности при работе со сварочным аппаратом. Обязательно выполнить заземление электроинструмента рабочего.

Рекомендации практиков

Изготавливать хомуты для обеспечения пространственных связей в каркасе приходится на строительной площадке вручную. Для облегчения этого процесса следует изготовить нехитрое приспособление самостоятельно.

Для этого на ровной горизонтальной поверхности прочно закрепляют четыре вертикальных стержня. Размер между этими прутками должен соответствовать размеру между стержнями рабочей арматуры низа и конструктивной арматурой верха каркаса.

Теперь, предварительно нарезанные стержни соединительной арматуры класса В1, достаточно легко можно сгибать по такому шаблону. Свободные концы нужно обвязать проволокой для прочности. Это приспособление заметно сократит время изготовления, и облегчит труд.

Фото арматуры для фундамента

Также рекомендуем просмотреть:

Adblock detector